Реализация мероприятий ФЦПРЯ

Встреча в библиотеке

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель.

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

А.С. Пушкин

Hs9Jds3Q7ck

Эти стихи Александр Сергеевич Пушкин посвятил своей жене – Наталье Николаевне Гончаровой, которой 8 сентября исполнилось 205 лет со дня рождения. Любовь поэта к жене была беспредельной, он ценил в ней не только необыкновенную красоту, но и практический ум, доброту и чистую душу. Узнав о предстоящей женитьбе Пушкина, П.А. Вяземский писал поэту из Петербурга: «Тебе, первому нашему романтическому поэту, и следовало жениться на первой романтической красавице нынешнего поколения».

Наталия Николаевна Гончарова родилась (27 августа) 8 сентября 1812 года в поместье Кариан Тамбовской губернии. Ее детство и юность прошли в Москве и фамильных поместьях. Наталия с детства отличалась редкой красотой, скромностью и естественностью. Она получила прекрасное домашнее образование.

xRCfdbyZcR4

Впервые с А.С. Пушкиным Гончарова встретилась на одном из балов в Москве зимой 1829 года. 16-летняя красавица сразу же поразила сердце и воображение знаменитого поэта. Вскоре Пушкин сделал ей предложение, но история сватовства тянулась почти два года. Зато в этот период им был создан целый цикл блистательных стихотворений, посвященных невесте («Мадонна» (1830), «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем» (1831), «Пора, мой друг, пора» (1834).Эти и многие другие интересные факты о жизни Н.Н. Гончаровой узнали учащиеся 6 – 8 классов из устного журнала «Наталья Гончарова – муза А.С. Пушкина», который подготовила и провела сотрудник центральной библиотеки Никифоровского района Алла Викторовна Савченкова. Встреча состоялась в информационно-библиотечном центре школы.

ШМО учителей русского языка и литература

Международный день грамотности

8 сентября отмечается Международный день грамотности. Во всех школах России в этот день проводятся различные мероприятия: открытые уроки, олимпиады, викторины по русскому языку, диктанты и проверочные работы.

Наша школа не стала исключением: учителя русского языка и литературы провели в своих классах информационно-познавательные пятиминутки с показом видеопрезентаций. Учащиеся узнали об истории возникновения Международного дня грамотности, о том, в каких странах существует проблема неграмотности, познакомились с интересными фактами, а также получили советы, как повышать свою грамотность.

5FZvA7jYEws

wnh66yl7zsU

Турниры знатоков русского языка прошли в 6в классе (учитель Скворцова М.В.), 6а и 7б классах (учитель Белецкая Л.Н.), в 5а классе (педагог-библиотекарь Пятова Е.В.). Ребята с удовольствием участвовали в конкурсах, разгадывали ребусы, отвечали на вопросы викторины, расшифровывали фразеологизмы. Проигравших не было, ведь главное – это знания, которыми все обогатились.

PmfxQyfe4Sk

fB7EUtBSDBU

ШМО учителей русского языка и литературы

«Певец, державший стяг во имя красоты»

logotip5 сентября исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, поэта, драматурга Алексея Константиновича Толстого.

Родился Алексей Константинович в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына, воспитывался мальчик матерью и ее братом – писателем А. Перовским (больше известным под псевдонимом А. Погорельский). Детские годы Алексея Константиновича прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине. Он получил хорошее домашнее образование.

В 17 лет был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1843 получил звание камер-юнкера.

Литературным творчеством А.К. Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи, фантастические повести, и уже его первая опубликованная под псевдонимом «Краснорогский» (1841 повесть «Упырь») была замечена В. Г. Белинским.

В 1840-е годы Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный», оконченным в 1861. В этот же период написал рад баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Курган», «Средь шумного бала…» и др.).

В 1854 вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России.

Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер – заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвращении из ссылки Т. Шевченко, об И. АксаковеИ. Тургеневе).

В 1861 Алексей Константинович добился отставки (“Служба и искусство несовместимы…”, – написал он царю) и все свои силы и время стал отдавать литературе.

В 1862 опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан»; в 1866 – 70 – историческую трилогию, включавшую трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В последние годы жизни обратился к поэзии.

В день двухсотлетнего юбилея писателя в нашей школе был проведён информационный марафон «Моя душа летит приветом…». Старшеклассники прошли по классам с пятиминутными выступлениями, познакомив учащихся с основными вехами жизни и творчества А.К. Толстого.

sqseSs2JCGA

В информационно-библиотечном центре прошёл конкурс чтецов «К юбилею А.К. Толстого». Члены жюри с удовольствием отметили выразительность, эмоциональность, артистичность всех участников конкурса.

20170905_142233_resizedИтоги школьного конкурса стихов, посвящённого 200-летию А.К. Толстого

5 – 6 кл.

Дубовицкая Я.(6a) –I

Топильская Д. (6б) – II

7 – 8 кл.

Попова А. (8а) – I

Чуканова Е. (7б) – II

Мамедова Р. (8б) – III

9 – 11кл.

Колосова Д. (11а) – I

Скоробогатова А. (9б) – II

Шамшина Е. (9а) – III

Творчество А.К. Толстого, его жизненные принципы – это своеобразное завещание всем нам:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

ШМО учителей русского языка и литературы

«Поэт в России – больше, чем поэт»

Пушкинский-день-РоссииЕсть у известного русского поэта 20 века Евгения Евтушенко стихотворение, которое называется «Поэт в России – больше, чем поэт». В нем он  пишет:

Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней – образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.

Действительно, в России литература всегда занимала главенствующее место в жизни общества. Она была мерилом духовных и нравственных ценностей, законодательницей мод, борцом за права человека, хранительницей семейного очага. Всему этому учат нас герои А.С.Пушкина.

Обращаясь в своем стихотворении к поэту, Евгений Евтушенко восклицает:

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь -
как бы шаля, глаголом жечь.

Да, Пушкин зажигал сердца и «чувства добрые» лирой пробуждал. «Пушкин – это наше всё», – сказал другой русский поэт Аполлон Григорьев. И это действительно так. Пушкин приходит к нам в раннем детстве. И его литературное творчество сопровождает россиян на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты.

По данным Российской книжной палаты, Пушкин – самый издаваемый в России писатель за последние сто лет. Из сочинений русских классиков, выпущенных с 1917 по 2017 годы, на долю произведений поэта приходится более 10%.

Современная молодежь России с удовольствием читает и учит наизусть произведения великого русского поэта. Вот и в этот день, 6 июня, вспоминали в классных комнатах образовательного учреждения великолепные творения гения русской литературы – Александра Сергеевича Пушкина, потому что «поэт в России – больше, чем поэт». Уже стало хорошей традицией в день рождения поэта писать Пушкинский диктант. А это значит не только хорошо знать произведения классика, но и быть грамотным.

В диктанте приняли участие 76 человек. Из них обучающихся третьих- четвертых классов – 8, пятых-шестых –  20, седьмых-восьмых –  23, девятых-десятых –  25. Диктант показал, что Пушкина любят, знают и читают даже сейчас,  во время господства компьютерных технологий. Причем, читают очень внимательно.

Хорошие результаты показали учащиеся как младших классов, так и старшеклассники. Качество ответов было высоким. Оно составило от 65 до 100 процентов. Лучшими работами оказались диктанты, решенные Мишиной Ариной, Чукановой Еленой, Мироновой Екатериной, Лёвиной Полиной, Новичковой Валерией, Алексеевой Анастасией, Недобежкиным Никитой, Поповой Дарьей, Югановой Кристиной, Медведевой Яной, Козыревым Александром, Абморшевой Дарьей, Козыревым Дмитрием, Новичковым Ильей, Скоробогатовой Анной, Медведевой Еленой, Досягаевой Анной, Балобаевым Даниилом, Беляевой Дарьей. Эти ребята справились на 90-100 процентов с предложенными заданиями и заняли 1, 2 и 3 места.

Благодарим всех за участие. И пусть новые встречи с Александром Сергеевичем Пушкиным подарят вам приятные минуты открытий и познаний окружающего мира и человеческой души.

Материал подготовила Недобежкина Т.Н., учитель русского языка и литературы

«Откуда азбука пришла»

 

«Так вот они – наши истоки 
Плывут, в полумраке светясь,
Tоржественно – строгие строки,
Литая славянская вязь.»

Валентина Сидорова

20170524_163230-1_resizedЕжегодно 24 мая в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры. День славянской письменности и культуры – это единственный в нашей стране церковно-государственный праздник.
Связан этот праздник с именами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – славянских просветителей, создателей славянской азбуки, проповедников христианства, первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык.

В рамках данного события в информационно-библиотечном центре нашей школы с учащимися 5 класса была проведёна познавательная беседа «Откуда азбука пришла», викторина «Аз, буки, веди…», работала книжная выставка «Аз и буки – основа науки!». В ходе данных меровриятий ребята узнали о жизни и деятельности великих просветителей славян — святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских книжников, окунулись в мир наших предков, познакомились с историей письма и русской книжности, а также развитием библиотек от Древней Руси до современности. Ведь именно библиотеки являются кладезем мудрости, сохраняя бесценные сокровища литературы.

Пятова Е.В., педагог-библиотекарь

День славянской письменности и культуры

24 – 26 мая в образовательном учреждении прошли различные мероприятия в рамках Дня славянской письменности и культуры. Они были подготовлены и проведены учителями русского языка и литературы совместно с работниками школьного информационного библиотечного центра и районной центральной библиотеки.

Коротко и интересно

mIr6rlFd3mY24 мая в школе состоялись информационные пятиминутки. Как появилась славянская письменность? Кто такие Кирилл и Мефодий? Сколько было первоначально букв в русской азбуке? Какие реформы упростили наш алфавит? Когда был учрежден в России праздник славянской письменности и культуры? На эти и другие вопросы услышали ответы учащиеся всех классов школы. А собрали интересный материал и поделились со всеми полученными знаниями учащиеся 5А, 6А, 7Б и 10А классов. Все они – участники объединения «Знаем русский на «отлично».

Дубовицкая Яна и Симонова Даша, учащиеся 5А класса, побывали с интересным сообщением у ребят начальной школы, а шестиклассницы Гановичева Софья, Денисова Елизавета, Муляр Анастасия, Солдатова Виктория и семиклассницы Мамедова Рамиля, Медведева Елена, Сазонова Анна отважились выступить у ребят средней и старшей ступеней школы. Уверенно чувствовали себя в любой аудитории десятиклассницы Алексеева Анастасия и Колосова Диана. Они привыкли выступать перед ребятами.

Лингвистический турнир

DBwofrPDnLYВ 7 «Б» классе 24 мая 2017 года в целях популяризации русского языка, повышения интереса к изучению предмета, развития умственных способностей учащихся, таких как логика, интеллект, внимание, память, смекалка и др., был проведён Лингвистический турнир «Люби и знай русский язык».

Для проведения турнира класс разделился на 2 команды. Дети работали в группах, принимали коллективные решения, учились слышать и слушать друг друга, приходить к общему результату.

Турнир состоял из нескольких конкурсных заданий. Каждое задание было интересным и не похожим на предыдущее.

Задания разминки (шуточные вопросы) были направлены на развитие способности мыслить логически, проверяли внимание и смекалку.

-F-ncJHgKfs

1. Конкурс «Мы – мыслители» предлагал решить запутанные анаграммы, шарады и ребусы. Это и увлекательно, и сложно, и интересно, и познавательно.

2. Конкурс «Мы – ударники» проверял умение ставить ударения в словах.

3. Конкурс «Мы – знатоки» погрузил детей и мир фольклора. Они вспоминали пословицы и поговорки о языке и речи.

4. Конкурс «Мы – исследователи» предлагал поработать с текстом. Ребята находили в тексте устаревшие слова и предлагали толкование к ним, исходя из контекста.

5. Конкурс «Мы – графологи» был направлен на развитие умения расшифровывать закодированное выражение.

В итоге турнира дети сказали, что русский язык одновременно и сложный, и интересный, и увлекательный, и полезный… Пришли к выводу, что нужно учить русский язык.

VAFVmIfp6hQ

Праздник славянской письменности

49KbOxQiJMU26 мая в 5- 6 классах прошло внеклассное мероприятие “Откуда пошла русская азбука”, посвящённое празднику славянской письменности и культуры.
В ходе мероприятия учащиеся познакомились с деятельностью болгарских просветителей Кирилла и Мефодия, историей возникновения праздника. Мероприятие проходило в виде соревнования двух команд, все задания выполнялись в группах. При знакомстве с пиктографией (рисунчатым письмом) детям было предложено расшифровать изображения, затем самим написать рисунчатое письмо. При знакомстве с кириллицей и глаголицей поупражнялись в записи слов, используя буквы из глаголицы и кириллицы. Затем побывали ребята в роли дешивровщиков, расшифровав несколько шифровок, составили слова из набора букв старославянского алфавита, познакомились с гимном Кириллу и Мефодию, и закончилось соревнование команд викториной, которая помогла выявить самого внимательного ученика. Учащихся данная тема заинтересовала, и они с большим удовольствием принимали участие в конкурсах.

tdQjvl7MIBU

Интеллектуальный марафон

DSC01725Название марафона, прошедшего в 10А классе в День  славянской письменности и культуры, -  «Сначала было слово…».

«История азбуки», «Загадка кириллицы», «От аза до ижицы», «Старые новые понятия», «В исконном варианте»  – эти и другие этапы праздника прошли учащиеся. Ребята вспомнили историю появления письменности на Руси, судьбу братьев – просветителей Кирилла и Мефодия, этапы формирования современного русского алфавита, историю происхождения букв «ё» и «й», названия букв кириллицы.

На различных этапах марафона прозвучали пословицы и поговорки, фразеологические обороты, архаизмы и новые заимствования русского языка. Юноши и девушки испробовали себя в качестве переводчиков с русского на русский, с английского на русский, с русского на английский.

Атмосфера праздника позволила обучающимся почувствовать  эпоху Древней Руси, России 18 и 19 веков, насладиться красотой, великолепием,  богатством родного языка, его точностью и меткостью, понять важность прекрасного знания русского языка.

DSC01718

Виртуальная экскурсия и экзамен

Учащиеся 5 А класса в День славянской письменности и культуры (24 мая) совершили виртуальную экскурсию в историческое прошлое. Видиофильм познакомил ребят с историей создания современной русской азбуки. Пятиклассники узнали, как сложно было братьям Кириллу и Мефодию продвигать и отстаивать свое детище, сколько изменений произошло от первого появления азбуки до наших дней в современном русском алфавите.

Слушали и смотрели ребята очень внимательно и поэтому прекрасно ответили на все, не очень простые, вопросы викторины.

Материал подготовили учителя русского языка и литературы

Конспекты занятий

Конспект внеклассного мероприятия “Откуда пошла русская азбука”, Скворцова М.В.